Войти

Преображение порта

Проектируемая территория — прибрежная пешеходная зона от Богатяновского спуска до 13-й линии, шириной до улицы Береговой. 

Проектируемая набережная располагается в знаковом для города Ростова-на-Дону месте, в старом порту, здесь находится и одна из достопримечательностей города — мельница Парамонова, а также парк Чемордачка, и составляющие бывшего порта: железнодорожные рельсы и портовые краны. Все это мы предлагаем не сносить, а использовать в качестве точек притяжения новой части набережной. 

Первое, с чего мы начали, —разбор проектируемой территории: обозначение основных градостроительных осей, анализ транспортной доступности, поиск путей развития города в связи с новой набережной (транспортный анализ проектируемой части набережной). Мы также проанализировали основные точки притяжения и исторический контекст, в котором будет формироваться новая набережная (исторический анализ проектируемой части набережной). Стоит отметить, что большая часть исторического наследия, будь то здание завода «Красный Дон», или пирс на Державинском, или склад мельницы Парамонова, — всё это является частью портового комплекса, вследствие чего было принято решение максимально сохранить элементы порта, придав набережной особую атмосферу. 

Нашей задачей стало создание не просто нового пространства в городе, а сохранение культурного и исторического наследия, создание комфортной городской среды, удобной для всех посетителей набережной. Мы постарались максимально сгладить рельеф (перепады высот должны быть сглажены за счёт газонов, пандусов) и избежать лишних лестниц, таким образом, сделав среду удобной для всех групп населения — от молодых мам с колясками до пожилых жителей города. 

В процессе нашего проектирования мы обращались к таким популярным проектам, как Севкабель порт и Новая Голландия в Санкт-Петербурге, Променад в гавани Нидерхафен в Германии, парк Галицкого в Краснодаре, парк Домино в Нью-Йорке и т. д. У всех этих пространств общим является связь человека, природы и истории. 

Мы разбили набережную на 4 части, в каждой из которых появились пешеходные зоны, велодорожки и дорога для автомобилей (предполагается объединение улицы Береговой). Мы постарались создать различные атмосферы в этих зонах, что в дальнейшем поможет распределить людские потоки и даст возможность для отдыха как шумных компаний, так и мам с детьми дошкольного возраста. А создание специально выделенных велодорожек поможет сформировать безопасную городскую среду, где каждый человек будет чувствовать себя комфортно. 

В первой части мы подробно рассмотрели вариант объединения старой и новой набережной, постарались приблизиться к существующему стилю, наметили общественную парковку, так как, на наш взгляд, проблема парковки на старой набережной стоит очень остро и такому большому общественному пространству необходима как минимум одна современная большая автомобильная парковка. 

Ко второй части набережной мы подошли с другой стороны. Здесь уже существует пирс с пологим выходом в Дон, а также парк Чемордачка. В связи с этим имеющимся контекстом мы решили создать общественный пляж, на котором могли бы отдыхать все желающие, дети играли в песке, взрослые загорали на лежаках или гуляли по небольшому лесу. На этом участке сохраняются здания бывшей мельницы Парамонова с возможностью расположения в этих помещениях музея и других культурно-развлекательных объектов. 

Третья и четвёртая части — более оживлённые и шумные: с зонами торговли, кафе, детскими и спортивными площадками, арендой велосипедов и т. д. В третьей зоне мы предусмотрели сцену, на которой могут проходить выступления, а в свободное время она может служить местом встречи рассветов и закатов на берегу Дона. Кроме того, в старых постройках (или в новых, которые мы предлагаем разработать на основе грузового контейнера) располагаются кафе, перед которыми предусмотрена зона приёма пищи в тёплое время года. 

В четвёртой, завершающей зоне появляется большая смотровая площадка-лестница с уклоном к реке. Именно с этого места будет отлично просматриваться Зелёный остров и его пляж. Также эта территория может служить начальным пунктом для красочной велопрогулки, ведь с этого места начинается проектируемая велодорожка. Здесь же располагается пункт аренды велосипедов или самокатов. В конструкции таких торговых пунктов мы предлагаем использовать грузовые контейнеры для поддержания атмосферы. 

Большая часть территории набережной пронизана старыми рельсами и портовыми кранами. Мы предлагаем не убирать их, а оставить, сделав из них арт-объекты. На рельсы всегда можно установить и легко перемещать различные объекты, краны могут стать не просто напоминанием о когда-то существовавшем порте, но и большими доминантными фонарями, которые будут видны всем въезжающим в город. 

Анна Якубова
Лукаш Анастасия

просмотров